2
который ранее употреблялся в мифологии и в литературе. Речь идет о термине кентавр-проблема, который позволяет охватить единым понятием разнообразный класс процессов и явлений, встречающийся в познавательной и преобразующей деятельности человека.
На феномен кентавризма долго не обращали внимания или затрагивали попутно, в основном при анализе мифов. Этим объясняется то, что до сих пор нет научного анализа этого феномена, особенно если в общественной жизни обнаруживается сочетание несочетаемого в кентавр-явлениях, кентавр-процессах, кентавр-образах, кентавр-личностях.
Для обстоятельного анализа этого феномена совершим экскурс в прошлое.
Возможно ли сочетание несочетаемого?
Напомню миф древней Греции: в фессалийских городах жило племя, мужчины которого никогда не спешивались с коней. Этот образ породил представления о кентаврах, сочетавших возможность объединения взаимоисключающих начал - человеческого и животного. Миф о человеке-лошади, представлявшем собой нечто единое, воплощен в художественных образах («битва с кентаврами»), в символах-знаках («созвездие Стрельца»), в мифах, сказаниях. Образ кентавров вдохновлял античное искусство, к нему обращались художники эпохи Возрождения (П.Веронезе, Б.Шпрангер, Г.Рени и др.), нового времени (А.Бёклин, О.Роден, Л.Коринта, П.Пикассо) [2, с. 638-639].
В канве наших рассуждений важно не забыть одно принципиальное положение: кентавр реально никогда не существовал - он порождение фантастических представлений людей о неких мыслимых образах, явлениях и процессах. Образ кентавра отражал парадоксальное состояние сознания, порождавшего феномен, которого не было в реальном мире. Своеобразное осознание (представление) воображаемого мира
3
воплощалось в образе, означавшем возможность совмещения несовместимого. Иначе говоря, кентавр - воплощенная несовместимость разных начал, каким-то образом преодоленная, что можно представить как метафору сочетания несочетаемого.
Источник: www.isras.ru/files/File/Socis/2005-6/toshchenko.pdf