Квартальнов В.А. Туризм
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТУРИЗМ - ФЕНОМЕН XX ВЕКА
Глава 2. История развития транспорта
Транспортные компании и организации - одна из пяти главных движущих сил
современного международного туристского рынка.
Основными видами транспорта в туризме в настоящее время являются: авиация,
автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, железнодорожные поезда.
Самыми ранними видами транспорта были: упряжки, лодки и колесные повозки.
Автобусный транспорт. Почтовые кареты, изобретенные в Венгрии в XV в., стали
предшественниками автобусов. Первые автобусы были изобретены в Англии в 1830 г.
Они предназначались для перевозки небольших групп пассажиров, приводились в
движение паровым двигателем и назывались омнибусами. Корни этого слова уходят в
латинский язык, где оно означало "транспорт для всех".
В 1885 г. в Германии был сооружен восьмиместный автобус с одноцилиндровым
двигателем мощностью 6 лошадиных сил. К 1915 г. автобус стал доступным
общественным городским транспортом во многих городах мира. В США первый автобус
классической конструкции был построен в 1922 г. В послевоенные годы
автобусостроение стало активно развиваться и превратилось в мощную
самостоятельную индустрию. Для автобусов стали использоваться дизельные и
бензиновые двигатели мощностью от 200 лошадиных сил и более. Автобусы
изготавливались большой вместимости - до 50 человек. В Англии была изобретена
конструкция двухэтажного автобуса. К 1980 г. в мире эксплуатировалось более 3
млн автобусов. Появились автобусные фирмы-гиганты. Так, компания "Greyhound"
(США) владела более чем 12 тыс. однотипных комфортабельных пассажирских и
туристских автобусов.
Водный транспорт. Начало морского туризма можно отнести к середине XIX в. Первые
сообщения о специально организованных рейсах морских пассажирских судов с целью
отдыха относятся к 1835 г., когда в Англии были объявлены регулярные прогулочные
рейсы между северными островами Британии и Исландии. В 1837 г. была основана
судовладельческая компания "Р&О".
Наряду с морскими путешествиями активно развивались и речные маршруты. В 1843 г.
Томас Кук организовал лодочные экскурсии по Темзе; одновременно на другом
континенте "Америкэн Экспресс" выполняла экскурсии по Миссисипи.
Обострившаяся в начале XX в. конкуренция вынуждала судовладельцев постоянно
улучшать условия проживания на судне, отделку кают и всю систему обслуживания
пассажиров в рейсе, что быстро превратило суда в высококомфортабельные плавучие
гостиницы. В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры "Сириус",
"Лузитания", "Мавритания" водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в
час; в 1912 г. - "Титаник", 52 тыс. тонн; в 1914 г. - "Император" и "Фатерланд",
по 50 тыс. тонн, которые пересекали океан практически за неделю. Начала
совершать регулярные рейсы "Куин Мери", водоизмещение которой равнялось 80 тыс.
тонн, а скорость составляла 30 узлов в час.
История советского морского туризма начинается с 1957 г., когда Всесоюзное
акционерное общество "Интурист" начало осуществлять на арендуемых пассажирских
судах "Победа" и "Грузия" морские путешествия из Одессы в Ленинград, вокруг
Европы, а на "Петре Великом" - по Черному морю для туристов из соцстран. В 1960
г. был организован первый круиз с советскими туристами на "Адмирале Нахимове"
вдоль Крымско-Кавказского побережья; в 1962 г. - на теплоходе "Григорий
Орджоникидзе" вдоль Дальневосточного побережья продолжительностью 20 суток. В
этот же период морской туризм начал развиваться на Балтике.
Железнодорожный транспорт. Появление железных дорог произвело настоящую
революцию в путешествиях. Обширные сети железных дорог Северной Америки и Европы
сделали железнодорожные станции центрами близлежащих районов. Лошадь (как самое
распространенное средство передвижения до 1830 г.) не могла сравниться с
"железным конем" в скорости и стоимости перевозок. Успех железных дорог был
моментальным и распространялся повсюду.
Пионером и крупнейшей фирмой в мире, имеющей более чем вековую историю и
профессионально занимающейся железнодорожным туризмом до сего времени, является
компания "International Company of Wagons-Lit", основанная братьями Пульман в
1872 г. в США.
В 1884 г. была основана компания "International Company of Wagon Lit and Grand
Express of Europe" для сообщения между столицами европейских стран. С конца XIX
и в начале XX в. эта компания построила и ввела в эксплуатацию практически все
классные именные маршруты, значительная часть которых существует и в наше время:
"Orient Express" (1883 г.), "Trans-siberien" (1898 г.), "Train Bleu" (1922 г.),
"Golden Arrow" (1926 г.). Это был "золотой век" для "Вагон-Лит". Маршруты
поездов соединили Париж со Стамбулом, Москву с Владивостоком и т. д. В 1918 г.
Россией было национализировано более 160 классных вагонов, принадлежавших
компании.
После второй мировой войны компания реорганизовалась и стала называться
"International Company of Wagon Lit & Tourism". Она вновь восстановила свои
маршруты и стала создавать свою туристскую индустрию, связанную с туристскими
железнодорожными маршрутами, - занялась строительством отелей, ресторанов,
созданием туристских агентств.
Россия имеет самую большую в мире систему железных дорог, которым уже более
полутора столетий. В 1913 г. общая эксплуатационная длина железных дорог России
составляла 71,7 тыс. км и по протяженности занимала второе место в мире, после
США. Первая значительная железная дорога Петербург -Москва вступила в
эксплуатацию в 1851 г., до нее в 1837 г. была открыта железная дорога Петербург
- Павловск (27 км). В 1864 г. открылась железная дорога Москва - Нижний
Новгород. Основные железные дороги строились в центральных и южных районах
Европейской части России. На рубеже XIX-XX вв. была проложена Транссибирская
магистраль (от Челябинска до Владивостока).
Однако к середине XX в. интенсивность железнодорожных перевозок в мире резко
сокращается из-за увеличения числа автомобилей и развития авиаперевозок.
Автомобильный транспорт. Начало XX в. связано с возникновением и развитием
принципиально нового вида транспорта - автомобильного. Так, в 1904 г. в Англии
было всего 8465 автомашин, а в 1914 г. их число достигло 132 315. Автомобили
взошли на туристскую сцену США, когда в 1908 г. Генри Форд представил свою
известную модель "Т". Этот относительно дешевый автомобиль революционизировал
путешествия в стране, создал спрос на хорошие дороги. В 1920 г. сеть дорог стала
доступной, что привело к доминированию ходовых автомобилей в туристской
индустрии. Сегодня автомобиль используется в 84 % всех международных поездок.
Автотуристы стали причиной появления первых туристских площадок (1920-е годы),
которые впоследствии превратились в мотели.
Авиационный транспорт. О полете человек мечтал еще с глубокой древности. Одно из
свидетельств тому - легенда о Дедале и его сыне Икаре, поднявшихся в небо на
крыльях из перьев, скрепленных воском.
Неудачность попыток оторваться от земли с помощью искусственных крыльев не
останавливала человека. Он пытался осуществить полет, прыгнув с высоты. Но
каждый эксперимент кончался увечьем или гибелью испытателя.
Неизвестный изобретатель предпринял полет на крыльях из слюды и кожи
(документальное свидетельство об этом относится к 1695 г.), но подняться в
воздух он, конечно, не смог.
Научный подход к решению проблем полета стал возможен со становлением в XVIII в.
фабричного производства, с интенсивным развитием науки и техники. Разработки
великого русского ученого М. В. Ломоносова в области воздушной среды
впоследствии легли в основу аэродинамики.
Создание летательного аппарата легче воздуха известило об открытии эры
воздухоплавания. Простота конструкции воздушных шаров способствовала началу
практических работ в этой области. Первый полет на воздушном шаре выполнен в
Москве в 1805 г.
В 1852 г. состоялся первый полет на аэростате с паровым двигателем, построенном
французом А. Жиффаром.
В начале XIX в. английский ученый и изобретатель Д. Кэйли построил и испытал
модель планера, который до начала XX в. оставался единственным типом
летательного аппарата тяжелее воздуха.
В России возможность полета на планере впервые обосновал Н. А. Арендт в 70-80-е
годы XIX века.
Разработка идеи летательного аппарата тяжелее воздуха с неподвижным крылом,
развитие техники, вызванное становлением капитализма в России, способствовали
появлению проектов самолетов. Артиллерийский офицер Н. А. Телешов первый в
России и один из первых в мире предложил применить на самолете реактивный
двигатель (1867 г.). Практически проект был невыполним, но представлял интерес
как прообраз современных многоместных пассажирских самолетов.
Модели первых самолетов с неподвижным крылом сконструировал русский изобретатель
Д. Ф. Можайский. В 1882 г. первый в мире самолет поднялся в воздух.
В 1910 г. совершил полет самолет конструкции инженера А. С. Кудашева. Вскоре
поднялись в воздух самолеты конструкции Я.М. Гаккеля,
И.И. Сикорского и др.
Несмотря на значительный успех русских ученых, авиаторов, царское правительство
не уделяло должного внимания развитию собственного воздушного флота. Русские
летчики летали на самолетах, купленных за границей.
Регулярные воздушные перевозки впервые появились в Германии. Это был маршрут
"Берлин - Лейпциг - Веймар", а перевозчик позднее стал известен как "Lufthansa".
Создание гражданской авиации России началось после Октябрьской революции. В 1921
г. был подписан декрет "О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над
территорией РСФСР и ее территориальными водами". Начали развиваться первые
транспортные перелеты, международные авиационные связи.
Скорость, комфорт и относительная безопасность сделали авиапутешествия
лидирующим видом транспорта в туристских перевозках.