Главная | Регистрация | Вход | RSS
Четверг, 19.09.2024, 16:07
Приветствую Вас Гость

Мой сайт

Главная » 2014 » Август » 12 » Художники-символисты картины брейгеля. Мельницы.Мельница Брейгеля. - ч.9.
12:13

Художники-символисты картины брейгеля. Мельницы.Мельница Брейгеля. - ч.9.





художники-символисты картины брейгеля

Мельницы.Мельница Брейгеля. - ч.9.

Воскресенье, 15 Декабря 2013 г. 20:22 + в цитатник

"...Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел..."

«Реквием» Анна Ахматова

Мельница и крест ( The Mill and the Cross) - именно так называется фильм, впервые представленный в 2011г. в рамках Роттердамского международного кинофестиваля (производство Польша-Швеция). В основе фильма — написанный в 1564 году Питером Брейгелем Старшим шедевр «Путь на Голгофу», созданный на сюжет Страстей Христовых.Вдохновленный масштабным полотном нидерландского живописца, польский кинорежиссер Лех Маевски создал свою картину, смысловым центром которой, как и у Брейгеля, остаются Страсти Христовы, Крестный путь и смерть. Картина представляет собой фантазию на тему судеб десяти персонажей, которых можно увидеть на знаменитом полотне (в их числе — Дева Мария), самого Питера Брейгеля и антверпенского купца, коллекционера предметов искусства Николоса Йонгелинка, по заказу которого художником было создано несколько картин.

Питер Брейгель Старший, Путь на Голгофу (Несение креста).

Питером Брейгелем Старшим этот традиционный евангельский сюжет трактуется как огромная массовая сцена с участием множества любопытных — солдат, мальчишек, крестьян и прочих обывателей. Главные персонажи во многих картинах брюссельского периода с трудом различимы среди групп или толп людей, художникподчеркивает незаметность события или происходящего чуда в повседневном течении жизни, тем самым обостряя их переживания.

Многочисленной толпе, глумящейся над несущим крест Христом, противопоставляется незаметная его фигура, подлинный центр и смысл человеческой истории. По количеству микросюжетов и сценок эта картина Брейгеля, наверно, сопоставима только с его "Нидерландскими пословицами", "Битвой Поста и Масленицы" и некоторыми гравюрами. Четыре фигуры переднего плана отделены от основного действия. Отчетливо прослеживается общий вектор движения толпы, направляющейся к месту казни. Среди толпы не сразу различим Христос. Брейгель не только помещает его в гущу толпы, но еще и рисует "ниже" всех, т.к. он согнулся под тяжестью креста.

В то же время, найти его на картине можно очень быстро: именно над фигурой Христа небо светлеет (справа от него вплоть до места казни небо темное, а слева от его фигуры - светлое). Движение толпы сопровождается конными стражниками в красных одеждах, которые, как капли крови, отметили весь крестный путь. Место казни окружено плотным кольцом людей.

Композиционно Брейгель подчеркивает, выделяет и место казни, и фигуру Христа, несущего крест, еще одним способом. Параллельно кресту высоко в светлом небе видны крылья ветряной мельницы (символ жизни), образующие такой же крест.

.
А параллельно месту казни, окруженному кольцом людей, в темном небе виднеется еще одно "кольцо" - шест для колесования (символ смерти).

Такая трактовка христианского сюжета позволяет художнику дать возможность своим героям самостоятельно решить извечную проблему нравственного выбора. Поэтому никто из людей, окружающих несущего свой крест Христа, не догадывается, что перед ними - Спаситель. От толпы отделена группа людей, близких Христу. С большой достоверностью передает художник их муки и страдания, которые кажутся еще более трагичными на фоне праздно снующей человеческой толпы, равнодушной к чужому горю.

Есть фильмы, которые замечательно воссоздают времена той или иной древности – ну, там «Робин Гуд | Robin Hood» или «Иоанна – женщина на папском престоле | Die Ppstin». Чем и интересны. Есть фильмы – духовные искания – Андрей Тарковский, вон, «Древо жизни | The Tree of Life» Терренса Малика или даже «Меланхолия | Melancholia» Ларса фон Триера. Есть фильмы – путешествия, банально-туристические, как «Ешь, молись, люби | Eat Pray Love» или «Турист | The Tourist», или с глубоким погружением в местный колорит – как «Миллионер из трущоб | Slumdog Millionaire» или «Двойник дьявола | The Devil's Double».

Лех Маевски.

Фильм Леха Маевски «Мельница и крест» - соединяет все эти возможности кино-путешествий с полным погружением. Но вы путешествуете в виртуальную реальность, воссоздающую другую виртуальную реальность, воссоздающую сразу два пласта реальности…

Удивительный фильм польского режиссера Леха Маевски поражает сразу двумя взаимоисключающими впечатлениями: первое – уникальность и единичность того, что ты видишь; второе – абсолютная естественность и «предписанность», как будто это кино было всегда и что-то подобное обязательно должно было быть всегда, и даже странно, что появилось только сейчас. Это как музыка Моцарта – странно, что до того, как Моцарт ее написал, ее не было и никто ее не слышал, ведь она, кажется, и есть – сама музыка. Вот и с фильмом «Мельница и крест»: странно, что кино до сих пор не додумалось воспроизводить во времени то, что изображено на великих картинах, запечатлено статично. Это такое естественное изобретение, что кажется, только возьмись – и можно сделать новый жанр: бери себе великие картины и раскладывай их на сцены-кадры.

Маевски разложил во времени картину Питера Брейгеля-Старшего «Путь на Голгофу». В истории мирового изобразительного искусства подобных полотен не так уж много: густонаселенная, она включает и одно из самых знаковых и трагичных событий мировой истории, и десяток жанровых сцен, и свидетельства исторической национальной катастрофы современников и соотечественников художника, и высокий символизм, и простодушный примитивизм, ее краски несут отпечаток своего времени – и пространства (география, климат).

Как и на картине художника, в фильме само несение креста, Христос и сочувствующие, вовсе не являются центром, а все остальное - обрамлением. Несение креста Христом как бы замешано в густое тесто народной жизни фламандцев 16 века – Брейгель весьма авангардно помещает это центральное событие христианского мифа в свои, знакомые, привычные и близкие сердцу реалии.

А реалии эти были очень трагичными: Фландрия задыхалась под испанским владычеством, а испанцы бесчинствовали в ее землях, как хотели. И вот эти чувства национального унижения и боли художник воплотил в картине, а режиссер – в своей киноленте. А мы смотрим на них сейчас, соотнося, понятное дело, со своим временем и местом. По любому, нам повезло больше: и Брейгель, и послушный ему Маевски так подробно и дотошно живописуют пыточные и прочие противоправные действия силовых структур той поры, что никого и ничего сравнивать с ними как-то не хочется.

У фильма получается совершенно бескрайний пространственно-временной континуум: от времени жития Иисуса Христа – ко времени жизни Брейгеля – и до наших дней, потому что когда Брейгель в кадре выставляет персонажей своей картины по местам, поправляет им костюмы – мы же понимаем, что это – съемочная площадка вот того именно фильма, который мы сейчас и смотрим.

Совершенно простыми действиями, безо всяких наплывов-перескоков, режиссер Маевски позволяет нам – или заставляет нас? – одновременно существовать в нескольких временах и пространствах. Физических и духовных. Крест – это не только пыточный снаряд, но и символ веры. Мельница – не только сельскохозяйственное производство, но и – метафизическая Божья Мельница, которая Мелет Медленно. И тоже – это огромное духовное пространство автор открывает нам совершенно естественно, безо всяких сложных постановочных и сценарных ухищрений. Обманчивая простота фильма и режиссерского решения обманчивы настолько, что, кажется, это решение лежит на поверхности – иди и бери его. Но почему-то никто этой простоты – до Маевски! – не увидел! А Маевски как будто сам и не придумал ничего, хоть придумал все – эти микросюжеты из жизни обитателей картины – что с ними было перед тем, как они появились в поле зрения художника – и нашем с вами. И что было после.

Ничего особенного не было. Но все они, каждый из своего дома, места – стеклись сюда, где несет свой крест на Голгофу Иисус, где торчат устремленные в небо столбы с привязанными к вершинам колесами, а к колесам – казненными. Где поселяне танцуют, торгуются, стирают, воруют, а всадники в красных камзолах скачут, скорые на расправу. Где вдали чернеет место казни, а надо всем возвышается огромный утес с мельницей на самой вершине.

История кинематографа знает немало кинокартин, вдохновленных или основанных на живописных полотнах. Это и «Девушка с жемчужной сережкой», и «Тайны ночного дозора». Для самого Маевски новая работа – продолжение уже начатого. В 2004 он снял картину по «Саду земных наслаждений» Иеронима Босха.Однако «Мельница и крест» – не просто рассказ или виртуозная экранизация картины, это отдельный образ, новый пересказ Евангельской истории. В ролях заняты такие звезды, как Шарлотта Рэмплинг (она играет Марию) и Майкл Йорк, а самого Брейгеля играет Рутгер Хауэр. Картина "Мельница и крест"- впечатляющий пример использования новейших цифровых технологий в действительно высокоэстетических целях, а не тупого развлечения.

Метки: киноискусство серия

Процитировано 5 раз
Понравилось: 6 пользователям



Источник: www.liveinternet.ru
Просмотров: 6612 | Добавил: examenthe | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Мини-чат

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0