Изделия русского фарфора. Товарищество Кузнецова
Произведения русского фарфора являются одним из наиболее значительных направлений российского декоративно-прикладного искусства.
В нашей стране этот вид искусства появился несколько позже, чем в Европе, и значительно позже, чем в Китае. Тем не менее, работы русских мастеров достаточно быстро заняли достойное место в числе шедевров этого направления творчества и достигли своего расцвета во второй половине XIX столетия. К этому времени на территории России существовали уже не только многочисленные кустарные мастерские, но и крупные производства, имеющие свои традиции и свой, не похожий на других стиль.
Такие значительные предприятия, как Императорский Фарфоровый завод, Товарищество Кузнецова, заводы Гребенщикова, Попова, Куринова создали славу русского фарфора, сделав его известным далеко за пределами России.
Товарищество М. С. Кузнецова было основано в 1889 году Матвеем Кузнецовым и просуществовало до 1917 года. Многие заводы товарищества существуют и поныне, продолжая еще тогда заданные традиции русского фарфорового производства.
Товарищество включало в себя несколько заводов на обширной территории Российской империи. В частности в него входили заводы Гарднера (и поныне существующее производство в знаменитых Вербилках), Рижский, Дулевский, Будянский.
Каждое из производств Товарищества имело собственную направленность.
Завод Гарднера специализировался на столовых и чайных сервизах. Дулево поставляла на внутренний, а так же европейский рынки многочисленные декоративные изделия: расписные блюда и подносы, скульптурные композиции, фарфоровые статуэтки, которые с успехом конкурировали с европейскими и азиатскими изделиями подобного рода. Тверская фабрика создавала чайные сервизы, а так же штучную посуду.
Стоит отметить, что это были не только изделия из фарфора, но так же из фаянса и майолики.
Объединив в своем товариществе огромное количество фарфоровых предприятий, Кузнецовы использовали достижения и традиции заводов Гарднера, Попова, Корнилова и мелких крестьянских заводов Гжели.
Формы и приемы росписи чашки с блюдцем и бокала традиционны для последних десятилетий XIX века. Наиболее частым приемом декорировки фарфоровых изделий, выполнявшихся в живописных заведениях, был «мушель», примененный и на чашке с блюдцем: в белых медальонах на вишневом фоне написаны букетики полевых цветов и колосьев. На бокале с крышкой этот прием усложнен. Пышные букеты цветов дополнены цветочными гирляндами, свободно стелющимися по цветному фону.
Среди чайной подарочной посуды на протяжении XIX века были распространены высокие чашки и бокалы с крышками или без них. Расширяющиеся кверху или цилиндрические, с бочкообразной, смятой или рельефной нижней частью, плавно изогнутые и стройные, с плоскими или колоколообразными крышками, с рельефными, тиснеными ручками бокалы украшались разнообразными мотивами, разработанными в росписи фарфоровой чайной посуды. Оба показываемых бокала украшены в манере, свойственной кузнецовским росписям. Легко и быстро написанные букетики с тонкими веточками, с легкой прописью золотой краской ложатся по цветному или белому фону кажущегося хрупким фарфора.
Композиция чашки с блюдцем и молочника строится на соединении легкости и незаметной изменчивости формы сосудов с мягким блеклым голубоватым фоном и мелкого рисунка цветочных гирлянд, вьющихся по горловине молочника, по краям крышки, чашки и блюдца, от которых вниз спускаются отдельные букетики цветов с тонкими веточками-усиками. Неспокойная рельефная поверхность сосудов выявлена и золотой легкой росписью, прихотливой по рисунку, и изменением тональной силы голубоватого фона, переходящего в почти белый, и в изгибающихся лентах рельефа. Эти как бы смятые поверхности и приемы украшения сосудов являются признаками модерна начала XX века.